Коррекционная работа

 

           Получение дошкольного или общего среднего образования лицами с особенностями психофизического развития включает в себя оказание им коррекционно-педагогической помощи.

Коррекционно-педагогическая помощь – система педагогических мероприятий, организуемых для лиц, осваивающих содержание образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования и имеющих стойкие или временные трудности в их освоении. (глава 3, статья 15  Кодекса РБ об образовании)

Коррекционная работа направлена на активизацию двигательной и социальной мобильности, развитие познавательной деятельности, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, формирование общих интеллектуальных умений, навыков социального взаимодействия. Организация работы с детьми осуществляется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наполняемость групп составляет 2 – 5 человек. Занятия проводятся не менее двух раз в неделю. Продолжительность коррекционных занятий:

с группой – 25 – 45 минут,

с подгруппой – 20 – 35 минут,

индивидуальные – 15 – 40 минут.

  Дети объединяются в группы  на основе схожих проблем в развитии. Занятия проводятся по расписанию, составленному учителем-дефектологом и утверждённому директором школы.

Учебный план  включает следующие направления коррекционных занятий:

двигательную мобильность, социально-бытовую ориентировку, сенсорное развитие, развитие познавательной деятельности, современные средства коммуникации, ритмику и танец, формирование игровой деятельности, развитие эмоций.

Вся коррекционная работа проводится на диагностической основе. Деятельность учителя-дефектолога направлена на устранение причин затруднений в усвоении учащимися предметных знаний и умений. Содержание коррекционных занятий тесно связано с учебными затруднениями детей, а не с темами, изучаемыми на уроках.

На коррекционных занятиях работа  с учащимися проводится по следующим направлениям:

Диагностика уровня сформированности школьно-значимых умений и навыков.

 

Формирование и развитие учебной деятельности:

учебной мотивации;

общеучебных умений;

личностных компонентов познавательной деятельности;

развитие умения выполнять заданное.

 

Формирование и развитие зрительного восприятия:

 

дифференциация цветов и их оттенков;

дифференциация предметов;

образов – представлений;

анализ сюжетных изображений;

символьное восприятие.

 

Формирование и развитие пространственной ориентировки:

представления о пространственных признаках объектов;

форме, величине;

ориентировка в схеме тела;

в схеме собственного тела, в схеме тела человека, стоящего напротив.

 

Представления о пространственных отношениях объектов:

ориентировка в расположении объектов относительно собственного тела, ориентировка в направлениях      пространства относительно собственного тела;

ориентировка во взаиморасположении объектов друг относительно друга;

ориентировка во взаиморасположении объектов  при заданном направлении;

ориентировка в расположении объектов на плоскости;

ориентировка в направлениях пространства на плоскости;

представления о временных последовательностях.

 

Формирование и развитие слухового восприятия:

неречевых звуков;

фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений;

Развитие мелкой моторики рук:

укрепление мышц кистей рук;

формирование графических умений.

Формирование и развитие интегративных функций:

зрительно-моторной интеграции;

слухо-моторной интеграции;

слухо-зрительно-моторной интеграции.

Развитие познавательной сферы:

 

Развитие устной речи:

 

использование альтернативных средств коммуникации;

артикуляционной моторики;

развитие и обогащение словарного запаса;

грамматического строя речи;

связной речи.

Для детей, имеющих нарушения речи, организуются логопедические занятия. Комплектование групп осуществляется в начале учебного года на основе диагностики и заключения медико-педагогической комиссии.

Организация работы с детьми осуществляется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наполняемость групп составляет 2 – 5 человек. Занятия проводятся не менее двух раз в неделю. Продолжительность коррекционных занятий:

с группой – 25 – 45 минут,

с подгруппой – 20 – 35 минут,

индивидуальные – 15 – 40 минут.

Периодичность посещения занятий учащимися – 2 – 3 раза в неделю.

Занятия проводятся по расписанию, составленному учителем-дефектологом и утверждённому директором школы.

На логопедических занятиях проводится работа по следующим направлениям:

Развитие устной речи:

развитие артикуляционной моторики;

коррекция звукопроизношения;

развитие фонематических процессов;

коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;

формирование связной речи.

 

Формирование и развитие письменной речи:

коррекция всех видов дисграфии.

 

Специальные средства и приспособления, используемые в коррекционно-образовательном процессе:

вертикализаторы;

маты, клинья;

утяжелители и специальные насадки на письменные принадлежности;

прорезиненые подложки, препятствующие соскальзыванию учебных принадлежностей.